MDSM www.mdsm.ru На главную Карта сайта Контакты
Защита прав призывников и военнослужащих



Новости Статьи Законодательство Расписание болезней Наши Доклады Контакты Отсрочка от армии Военный билет

Доклад о нарушении прав и свобод человека и гражданина при призыве на военн...

8 (495) 517-69-56, 517-68-56 “Мы вам можем перезвонить”
Солдатские матери » Наши Доклады » Доклад о нарушении п...

 
Всероссийская Коалиция общественных объединений
«За демократическую альтернативную гражданскую службу»
 
Межрегиональное движение «Солдатские матери»
 
 
 
 
 
 
 
 
Д О К Л А Д
о нарушении прав и свобод человека и гражданина при призыве на военную службу
в городе Москве и Московской области
в период весеннего призыва 2006 года
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
г. Москва
 
2006 г.
 
 
Мониторинг случаев нарушения прав граждан при проведении призывов на военную службу осуществляется Всероссийской коалицией общественных объединений «За демократическую альтернативную гражданскую службу» в рамках проекта «Гражданин и Армия» (Российские правозащитные организации в поддержку призывников и военнослужащих: действия по обеспечению верховенства закона), поддержанного Европейской Комиссией.
Доклад подготовлен Межрегиональным движением «Солдатские матери» в рамках программы “Межрегиональный мониторинг весеннего призыва 2006 г. ”, реализуемой членами Коалиции в 25 регионах России.
Настоящий доклад будет использован при подготовке сводного Межрегионального доклада «О нарушении в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина при призыве на военную службу в весенний призыв 2006 года», который будет направлен Президенту РФ, в Правительство РФ, в Прокуратуру РФ, в другие заинтересованные органы государственной власти Российской Федерации, представлен широкой общественности и СМИ России.
 
Авторами доклада являются региональные координаторы по Москве и Московской области Кузнецова Татьяна Николаевна и Корнеева Ирина Николаевна.
 
Редакторы: Кривенко С.В. (Гуманитарно-Благотворительный центр «Сострадание», Москва), Пальцев И.Е. (Некоммерческое экспертно-правовое партнерство «Союз», Петрозаводск)
Электронный вариант доклада размещен на сайте Коалиции: http://ags.demokratia.ru
 
Всероссийская коалиция общественных объединений «За демократическую альтернативную гражданскую службу».
Контактные данные: (495)-771-0203; info-ags@mtu-net.ru; 119331 Москва, а/я 41. ; 119331 Москва, а/я 41.
 
Межрегиональное движение «Солдатские матери»
Контактные данные: (495)-626-8903; mdsm2005@yandex.ru
 
Реализация программы “Межрегиональный мониторинг весеннего призыва 2006 г. ” и публикация настоящего доклада поддержана Центром развития демократии и прав человека в рамках проекта "Гражданское сетевое взаимодействие по вопросам АГС и прав молодых людей призывного возраста".
 
Ответственность за содержание настоящего Доклада несёт исключительно Всероссийская коалиция общественных объединений «За демократическую альтернативную гражданскую службу» и его содержание не может рассматриваться как отражающее официальную позицию Европейского Союза.
 
 
ВВЕДЕНИЕ
 
Становление в России гражданского общества и правового государства, реализация конституционного принципа приоритета прав и свобод человека включает в себя создание действенного механизма общественного контроля за соблюдением прав человека государственными органами. Все сферы государственной деятельности, за исключением сведений, отнесенных законом к государственной или служебной тайне, государственных институтов, напрямую затрагивающих своей деятельностью права и свободы человека, в том числе органов, осуществляющих призыв граждан на военную службу, должны быть прозрачными для общества. Это касается направления призывников на военную службу и на альтернативную гражданскую службу.
Российская конституция провозглашает защиту Отечества «долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации» (ч. 1 ст.59), но при этом четко указывается, что гражданин Российской Федерации обязан нести воинскую службу «в соответствии с федеральным законом» (ч. 2 ст.59).
Данная конституционная норма означает, что и организация призыва, и само прохождение военной службы должно происходить только в строгом соответствии с порядком, установленным федеральными законами. Отступление от этого порядка, в том числе в ходе призыва, лишают военную службу ее конституционного смысла, превращают ее в карательную машину – карательную, прежде всего, по отношению к самим защитникам Отечества. Следует помнить, что в Российской Федерации отсутствует всеобщая воинская обязанность. Это накладывает на органы государственной власти, отвечающие за организацию призыва, дополнительную ответственность. Часть мужского населения определенного возраста не должна превращаться в особо дискриминируемую и подавляемую группу. Поскольку те, кто по закону подлежит призыву на военную службу, равны в правах с остальной частью населения, в том числе и со своими ровесниками, первостепенным становится соблюдение человеческого достоинства призывников, их прав и свобод.
Межрегиональное движение «Солдатские матери» (далее - МД «Солдатские Матери») было организовано на базе Комитета солдатские матерей г. Москвы, который существовал с 1989 года, осенью 2005 года. Организация имеет 7-летний опыт работы по защите прав призывников и по проведению правозащитного мониторинга.
Настоящий доклад основан на информации, собранной в ходе независимого мониторинга нарушения прав граждан, подлежащих призыву на военную службу или направлению на альтернативную гражданскую службу, проведенного в период календарного2005 года.
Источниками информации для доклада послужили заявления 109 призывников и их родных, сделанные при их обращениях в организацию за период январь – июнь 2006 года.
Проблема нарушения прав граждан органами, осуществляющими призыв на военную службу, является актуальной для большой части населения России. Практика работы организации, для которой работа по защите прав призывников является приоритетной, показывает, что деятельность этих органов часто осуществляется с грубыми и массовыми нарушениями закона, несмотря на то, что организация призыва должна проходить в строгом соответствии с порядком, установленным федеральными законами. Основным нормативным правовым актом, регламентирующим призыв граждан на военную службу, является Федеральный закон от 28 марта 1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», где определены права граждан призывного возраста, а также права и обязанности органов, осуществляющих призыв.
Главной причиной нарушений является ненадлежащее исполнение органами власти, ответственными за призыв, норм закона.
В результате призывники, а также их законные представители вынуждены обращаться с заявлениями и жалобами к Мэру Москвы, как председателю призывной комиссии города Москвы, в комиссию по правам человека при Мэре Москвы, в органы судебной власти и прокуратуры, а также в различные негосударственные организации за защитой нарушенных прав. При этом необходимо учитывать, что лишь небольшая часть этих нарушений становиться известной правозащитной организации, а та информация, которая имеется в их распоряжении, не всегда подкреплена документами, необходимыми для ее обнародования.
 
РАЗДЕЛ 1
Статистика нарушений прав призывников.
 
                На основании данных, полученных при анализе количественных показателей обращений граждан за период весеннего призыва 2006 года, МД «Солдатские Матери» выявило наиболее часто встречающиеся нарушения:
 
            - Нарушение процедуры работы призывных комиссий – 27,7 %
 
            - Дезинформация, оказание психологического давления – 24,1 %
 
           - Нарушение порядка вызова в военные комиссариаты – 22,9 %
 
            - Призыв граждан, имеющих отсрочки (освобождение) от призыва в связи с
          обучением – 8,5 %
 
           Нарушения, отмеченные   в трех первых пунктах, являются наиболее массовыми из призыва в призыв. Они совершаются в отношении всех категорий граждан.
           Призыв граждан, имеющих отсрочки (освобождение) от призыва в связи с обучением -  это особенность именно весенних призывов и при этом нарушаются права студентов колледжей и профессиональных училищ.
 
РАЗДЕЛ 2.
Нарушение сроков призыва и незаконные вызовы в военные комиссариаты.
 
Основным законодательным актом, регулирующим в РФ призыв на военную службу, является Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе». В соответствии с этим законом, на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата. К призывным мероприятиям закон относит только следующие мероприятия: медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии и отправку к месту прохождения службы.
Закон также четко определяет сроки осуществления призыва – с 1 апреля по 30 июня и с 1 октября по 31 декабря каждого года. В период между призывами граждане могут вызываться в военные комиссариаты только по вопросам воинского учета, но не по вопросам призыва.
Подводя итоги прошедшего весеннего призыва 2006 года можно сказать, что тактика работы военкоматов Москвы и Московской области с призывниками не меняется уже много лет, а именно:
-                            по-прежнему часто повестки с вызовом в военкоматы на призывную комиссию опускают в почтовые ящики, особенно это практикуется в период, когда до начала призывной компании остается 2-3 недели. Так и весной 2006 года в Москве и Московской области постоянно практикуется массовая рассылка повесток по почте. При этом в них не всегда указана цель вызова.
 
          В апреле-июне 2006 года в организацию МД «Солдатские Матери» обратились призывники М., А., Н., В., С., Ф., которые получили повестки на призывные мероприятия по почте.
 
-                            передают повестки призывникам через соседей или родственников, заставляют подписывать повестки родителей призывника. При этом часто угрожают уголовной ответственностью за отказ не только призывникам, но их родителям.
 
         За время весеннего призыва в МД «Солдатские Матери» обратились призывники С., К., К., А., Т., Ш., повестки за которых получили родители.
 
          -         практикуется давление на призывников посредством постоянных звонков по телефону.
 
          В мае 2006 года в МД «Солдатские Матери» обратилась мать призывника С., который подвергался постоянному давлению со стороны Тушинского объединенного военного комиссариата (далее – ОВК). Его несколько раз пытались вызвать в военкомат по телефону, при этом звонившие отказывались представиться и объяснить, зачем призывник должен явиться в военкомат. После того, как С. был госпитализирован в связи с ухудшением состояния здоровья, из военкомата последовали звонки с требованием уточнить, в какую больницу госпитализирован призывник. При этом звонивший также отзывался представиться и объяснить, зачем военкомату нужна эта информация.
 
           ­­-    также практикуется вызов на призывные мероприятия до начала призыва, что является нарушением закона.
 
          В МД «Солдатские Матери» за январь-март 2006 года обратились шесть призывников, которых вызвали в военкоматы г. Москвы и Московской области на призывные мероприятия до начала призыва.
 
         -       отмечен случай, когда призывника вызвали на мероприятия, связанные с призывом, документом, не являющимся повесткой.
 
         В июне 2006 года в МД «Солдатские Матери» обратилась мать призывника К., которому из Кунцевского ОВК г. Москвы по почте было прислано предупреждение об административном нарушении за неявку на призывные мероприятия, хотя повесток из военкомата призывник не получал. Также в присланном предупреждении призывнику угрожают в случае очередной неявки приводом через милицию и передачей материалов на него в межрайонную прокуратуру.
 
         - в процессе мониторинга были установлены факты, свидетельствующие о том, что розыск и доставление призывников в военные комиссариаты с помощью сотрудников внутренних дел также происходит с нарушением установленной законом процедуры.
 
          В июне 2006 года в МД «Солдатские Матери» обратились призывники С. и З.. Они был доставлены в Царицынский ОВК г. Москвы нарядом милиции из дома. Им провели медицинскую и призывную комиссию и выдали повестки на отправку в войска.
В мае 2006 года подобное обращение было от призывника Д. из г. Электросталь Московской области.
 
В соответствии с действующим законодательством, в случае уклонения призывника от явки на призывную комиссию без уважительной причины, задержание граждан осуществляется исключительно в рамках возбужденного уголовного дела. Однако в большинстве случаев такие дела не возбуждаются, и действия сотрудников милиции совместно с работниками военкоматов носят заведомо незаконный характер. Действующее законодательство устанавливает единственную процедуру, в рамках которой возможно осуществить задержание гражданина. И задержание, и последующее доставление призывника, являются мерами административного принуждения и должны осуществляться по правилам, установленным Кодексом РФ «Об административных правонарушениях».
Доставление представляет собой принудительное препровождение лица. При этом главой 27 Кодекса РФ устанавливаются строгие требования к цели и месту доставления. Доставление допускается только для составления протокола об административном правонарушении.  Осуществление доставления с какой либо иной целью (например, для проведения мероприятий, связанных с призывом: медицинского освидетельствования, заседания призывной комиссии, отправки к месту прохождения военной службы) делает незаконным само доставление. Местом доставления гражданина, в отношении которого получено письменное обращение военного комиссара о розыске, может являться только служебное помещение органа внутренних дел (милиции) или помещение органа местного самоуправления. Доставление в помещение военкомата или призывной комиссии незаконно. Осуществляется доставление только работниками органов внутренних дел (милиции) и только в случае обращения военного комиссара как лица, обязанного составлять протокол об административном правонарушении. Доставление призывника другими лицами (например, сотрудниками военкомата) и на иных основаниях незаконно.
 
РАЗДЕЛ 3
Дезинформация призывников, нарушения работы военкоматов с обращениями граждан.
 
Дезинформация призывников и их родителей – распространенное нарушение в сфере призыва. Работники военкоматов пользуются тем, что многие призывники и их родители не знакомы с нормативными актами, на основании которых проходит призыв в вооруженные силы.
В связи с низким уровнем правовой культуры со стороны призывников и их родителей имеет место несоблюдение должностными лицами, организующими и осуществляющими призыв граждан на военную службу, действующих правовых норм.
Установлены случаи сокрытия информации о правах призывников, прямой дезинформации их, а также психологического воздействия и запугивания со стороны работников военкомата с целью убедить призывника в безвыходности ситуации, несмотря на имеющиеся правовые способы решения проблемы.
 
Перед началом призыва были проверены военкоматы г. Москвы на предмет правильности и полноты оформления информационных стендов. Примерно в половине военкоматов представлена информация только об обязанностях призывников и их ответственности, а права или не указаны вообще, либо указаны частично.
 
Работники военкоматов сознательно не знакомят призывников и их родителей с Законом «О воинской обязанности и военной службе», а «Положение о военно-врачебной экспертизе» выдают за информацию «для служебного пользования», которую ни в коем случае нельзя показывать посторонним.
 В соответствии с законом председатель призывной комиссии объявляет призывнику решение, принятое в отношении него и по требованию гражданина выдает ему копию решения. Данное право сотрудниками призывных комиссий обычно не разъясняется, более того, на устные требования призывника о выдаче копий решений, как правило, отвечают отказом.
В ходе мониторинга отмечены случаи отказа работниками военкомата в приеме медицинских документов.
 
В апреле 2006 года в МД «Солдатские Матери» обратилась депутат Жуковского Совета депутатов Московской области. Она сопровождала в военкомат для прохождения мероприятий, связанных с постановкой на воинский учет, призывника-сироту. Врачи военкомата отказывались принимать в личное дело призывника медицинские документы. 
 
Хотим особо отметить тот факт, что проезд по Москве для явки в военные комиссариаты для проведения приписных и призывных мероприятий некогда не оплачивается, хотя это предусмотрено законодательством.
Часто требуются дополнительные дорогостоящие медицинские обследования, которые призывникам предлагают пройти за свой счет и не разъясняют призывнику его право на возмещение всех расходов, понесенных им в связи с призывом на военную службу.
 
В июне 2006 года в МД «Солдатские Матери» обратился призывник Д.. После прохождения медицинской и призывной комиссий в Савеловском ОВК было вынесено решение о признании его ограниченно годным к военной службе. 31 мая последовал телефонный звонок от врача-невропатолога из военкомата. Врач сообщил призывнику, что решение о степени его годности к службе не было утверждено решением вышестоящей призывной комиссии и ему необходимо сделать дополнительно дорогостоящее обследование.
 
Зачастую работники военкоматов отказывают призывникам в ознакомлении с их личным делом, по причине того, что данный документ является служебным. В этом случае нарушается право граждан на возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими их права и свободы в соответствии со статьей 24 Конституции РФ.
        Как показывает практика, возникают также проблемы вольной трактовки сотрудниками Военных Комиссариатов отдельных положений ФЗ, касающихся отсрочек от призыва на военную службу. Например, для весеннего призыва характерны массовые решения о призыве студентов, имеющих законно предоставленные отсрочки по учебе.
 
РАЗДЕЛ 4
Нарушения прав граждан при медицинском освидетельствовании
 
Нарушение прав граждан при прохождении медицинского освидетельствования – одно из самых распространенных нарушений при проведении призывных мероприятий. Признаются годными к военной службе больные юноши, которые должны были получить освобождение или отсрочку от призыва по состоянию здоровья.
Практика показывает, что граждане слабо информированы о медицинских основаниях для предоставления отсрочки, поскольку не знают, в каком документе это зафиксировано и как можно с ним ознакомиться. Работники военкомата скрывают от граждан информацию, ссылаясь на то, что документ, по которому определяется степень годности к военной службе - закрытый, только для служебного пользования.
В результате определение степени годности к военной службе по медицинским показаниям часто происходит без необходимых тщательных обследований. Прохождение призывниками медицинского освидетельствования в большинстве случаев носит формальный и поверхностный характер и не сопровождается всесторонним и глубоким изучением состояния их здоровья.
 
В весенний призыв 2006 года в МД «Солдатские Матери» обратились призывники С., Н., В., А., С., К. из Москвы и Московской области. Данные призывники имеют заболевания, дающие право на освобождение от призыва на военную службу по категории годности «В» – ограниченно годен к военной службе. Данные диагнозы врачи призывных комиссий проигнорировали и, нарушив права призывников, признали их годными к службе. Сотрудники МД «Солдатские Матери» предоставили им консультацию по разъяснению нормативно-правовых актов РФ, касающихся призыва на военную службу, составили заявления для обжалования незаконных решений призывных комиссий и врачей, разъяснили их права.
 
По направлению военных комиссариатов граждане до медицинского освидетельствования должны проходить диагностические исследования в порядке и объеме, устанавливаемых Министерством обороны Российской Федерации совместно с Министерством здравоохранения РФ, и ещё не имея результатов анализа, описания ЭКГ, рентгена и т.д., врачи уже выносят решение о категории годности к службе в армии. Призывная комиссия выносит решение этого призывника к службе в армии. Практически во всех 26 военных комиссариатах г. Москвы данная процедура игнорируется. Все военные комиссариаты направляют призывников на данные обследования только после признания призывника годным к военной службе и принятия решения о призыве на военную службу.
 
            В МД «Солдатские Матери» обратились призывники Н., С. и З., которые были признаны годными к военной службе, получили повестки на отправку в войска и только после этого получили направление в поликлинику по месту жительства для сдачи анализов и проведения необходимых обследований.
 
             Даже наличие всех врачей-специалистов при медицинском осмотре на медицинской комиссии не спасает больных призывников от неквалифицированной оценки их здоровья. Очень часто, если призывник не согласен с решением призывной комиссии, и просит, чтобы его направили на дополнительное обследование в стационаре, он получает отказ или его просьбу просто игнорируют, ссылаясь на то, что комиссии достаточно обследования районного медицинского учреждения и квалификации врачей медицинской комиссии военкомата достаточно для вынесения обоснованного решения.
 
                В весенний призыв 2006 года в МД «Солдатские Матери» обратилась мать призывника С.. При прохождении медицинской комиссии в Тушинском ОВК врач-терапевт проигнорировал имеющиеся у призывника медицинские документы и его жалобы на плохое самочувствие. В направлении на дополнительное медицинское обследования призывнику также было отказано. Призывник был признан годным к военной службе и получил повестку на отправку в войска. После выхода из военкомата он был вынужден обратиться за медицинской помощью в районную поликлинику. Оттуда он был экстренно госпитализирован бригадой скорой помощи.
 
       Отмечены случаи, когда работники военкоматов отказываются принимать медицинские документы от призывников и их родителей. А если и берут, то врачи медицинских комиссий отказываются принимать во внимание диагнозы, выставленные их коллегами из независимых от военкомата клиник. Зачастую приходится через суд доказывать, что диагноз «чужого» врача правильный и квалифицированный и призывник имеет право на освобождение от призыва по заболеванию.
 
         Во время весенней призывной кампании в МД «Солдатские Матери» обратились призывники М., Н., В., Н., С., К. у которых при прохождении медицинских комиссий врачи не обратили внимания на предоставленные медицинские документы и проигнорировали жалобы на состояние здоровья. Призывники не были направлены на дополнительные медицинские обследования.
 
       Также, одной из причин призыва больных в вооруженные силы является то, что из личных дел призывников пропадают медицинские документы, подтверждающие наличие заболевания. Это происходит отчасти потому, что призывники отдают документы без регистрации их у должностного лица. Особенно часто это происходит с рентгеновскими снимками.
       Как выяснено в результате мониторинга, очень часто призывникам, подтвердившим свой диагноз актом из военкомата, выносится необоснованное решение.
 
        Призывнику Ч., который страдает язвенной болезнью, в Савеловском ОВК было вынесено решение о временной негодности к службе, хотя согласно «Положению о военно-врачебной экспертизе» он должен быть признан ограниченной годным к военной службе, получить военный билет и отправиться в запас.
 
 
РАЗДЕЛ 5
Призыв граждан, имеющих отсрочки от призыва или не являющихся призывниками
 
Не смотря на то, что призывные действия, согласно ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» можно производить по отношению к призывнику только по достижению ему 18 лет, повсеместно военкоматы вызывают на медицинскую и призывную комиссии молодых людей, не достигших призывного возраста. Это дает возможность военкомам выносить решение о призыве в армию до достижения гражданам совершеннолетнего возраста, что является грубым нарушением Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе».
 
           В апреле 2006 года в МД «Солдатские Матери» обратился призывник Ч.. В Солнцевском ОВК ему привели медицинскую и призывную комиссии до достижения им совершеннолетия и повестку в войска выдали на дату исполнения ему 18-ти лет.
 
Вызываются повестками студенты для прохождения медицинской и призывной комиссии в период действия отсрочки по учебе, т.е. они ещё продолжают учиться. Отличительная черта весеннего призыва – призыв студентов, имеющих отсрочку по 30 июня на службу в вооруженные силы. При этом нарушается ст. 22 п.2 ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе», которая предполагает проведение призывных мероприятий только по окончанию действия предыдущей отсрочки.
 
В апреле 2006 года в МД «Солдатские Матери» обратится призывник Б., который является студентом медицинского колледжа. По предоставленной справке ф. №26 он имеет отсрочку по учебе до 28.06.2006. Тем не менее, в Тимирязевском ОВК ему была выдана повестка на призывные мероприятия на 03.05.2006. При получении отсрочки, но учебе в 2001 году медицинскую и призывную комиссии призывник не проходил, отсрочка была предоставлена «заочно», что является нарушением ст. 26 п. 1 ФЗ.
            Отмечены случаи давления на администрацию учебных заведений со стороны военкоматов по изменению сроков окончания обучения, переноса сроков экзаменов, досрочной выдачи дипломов.
 
РАЗДЕЛ 6.
Нарушение процедуры работы призывных комиссий
 
 
            Несмотря на то, что на каждой призывной комиссии г. Москвы председатель призывной комиссии постоянно говорит о корректном отношении к призывникам и их родителям, работники военкоматов оказывают психологическое давление на призывников и их родителей, угрожают им различными способами.
Призывные комиссии часто работают не в полном составе, что является грубейшим нарушением существующего законодательства, т.к. нет соответствующего кворума для голосования при принятии решения о призыве на военную службу призывника. Отсутствие на заседании призывной комиссии военного комиссара позволяет принимать решение и объявлять его неуполномоченными на то лицами. Подписи в протоколах не присутствующих членов призывных комиссий, как правило, ставятся позднее.
Практически никогда члены призывной комиссии, не расспрашивают призывника о его семейном положении, о состоянии здоровья. И если призывник, не зная закона «О воинской обязанности и военной службе», не высказывает жалоб, то его признают годным к службе, несмотря на проблемы со здоровьем или принимают решение о незаконном призыве студента.
 
           ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе» установил определенную процедуру работы призывной комиссии и принятия ею решений. Согласно п. 1 ст. 27 на заседании призывной комиссии должны присутствовать: председатель призывной комиссии, его заместитель - военный комиссар, врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию, представитель органов управления образованием, представитель органов внутренних дел, службы занятости населения и секретарь. Мониторинг показал, что процедурные нарушения по-прежнему распространены в Москве и Московской области.
 
            Призывнику Н. в Черемушкинском ОВК решение о его призыве на военную службу объявил полковник Дмитренко, что является нарушением п. 6 ст. 28 ФЗ. Председатель призывной комиссии никак не реагировал на жалобы и возражения призывника о его несогласии с решением призывной комиссии. 
 
РАЗДЕЛ 7
Прокурорский надзор за процедурой призыва
 
         Прокурорский надзор за соблюдением законности является одним из наиболее действенных государственных механизмов соблюдения прав граждан. В целом органы прокуратуры своевременно реагируют на факты нарушений прав человека при призыве на военную службу.
         Но мониторинг показал, что у граждан наблюдается устойчивое недоверие к органам прокуратуры. Призывники и их родственники боятся обращаться в органы прокуратуры. В результате обращения граждан единичны, что не может сделать прокурорский надзор эффективным.
          Обратившиеся в      призывники и их родители отказываются писать жалобы на действия должностных лиц военкоматов в прокуратуру. Что мешает прокуратуре своевременно выявлять и быстро реагировать на нарушения закона со стороны работников военкоматов.
            Закон обязывает прокуратуру вести активную работу по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод. Московская прокуратура ведет достаточно активную работу по проверке работы военкоматов.
          Весной 2006 года при получении взятки был задержан исполняющий обязанности начальника третьего отдела Савеловского ОВК. Прокуратурой возбуждено уголовное дело. Это уже второе уголовное дело против работников этого военкомата.
 
РАЗДЕЛ 8
Общественный контроль за призывом
 
В работе призывных комиссий Москвы и Московской области представители НПО участия не принимают. Межрегиональное Движение Солдатские Матери неоднократно направляло письма-просьбы об участии наших сотрудников в работе призывной комиссии субъекта Федерации, но постоянно получало отказ. Но, несмотря на все отказы, нам постоянно приходится, занимаясь проблемами призывников, общаться с работниками военкоматов, призывных и медицинских комиссий.
Несмотря на подписанный меморандум между Министром обороны и Уполномоченным по правам человека о сотрудничестве с общественными организациями, во время весеннего призыва 2006 года представителям организации МД «Солдатские Матери» было отказано в участии в работе общественной приемной Министерства Обороны по вопросам призыва.
В Москве для представителей НПО стал практически недоступным доступ к средствам массовой информации, в том числе к телевидению. Публикации в газетах возможны только на платной основе. МД «Солдатские Матери» удалось добиться нескольких публикаций в региональной прессе.
Также обратившиеся к нам призывники и их родители просят не разглашать их обращений при разговорах с корреспондентами, а анонимная информация не вызывает интереса у прессы.
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
 
Имея многолетний опыт работы с призывниками, хочется отметить, что в отношении к ним и их родителям со стороны работников военкомата и членов призывных и медицинских комиссий в Москве и Московской области ничего не изменилось, и даже, наоборот, из года в год ухудшается отношение к призывникам и их родителям. Все возрастающая уверенность в безнаказанности, позволяют заинтересованным лицам совершенно открыто попирать права призывников.
Факторами, способствующими нарушениям прав граждан при призыве на военную службу, являются крайне слабая информированность граждан о своих правам и способах их защиты, грубое несоблюдение органами власти и чиновниками разных уровней их должностных обязанностей и действующего законодательства.
Необходимо усиливать общественный контроль за соблюдением законности путем формирования механизмов подконтрольности обществу органов власти.
Призыв, основанный на принуждении, порождает не только грубые и массовые нарушения прав и свобод, провоцирует коррупцию и вызывает массовое недовольство общества современным состоянием Вооруженных Сил, что отрицательно сказывается на обороноспособности государства.
По мнению МД «Солдатские Матери» решением проблем современной армии является переход на добровольную систему комплектования Вооруженных сил.
 
Рекомендации:                                          
 
 
В целях совершенствования законодательства, регулирующего призыв граждан на военную службу, необходимо:
             
-                            внести в Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе» статьи с персональной ответственностью должностных лиц медицинских и призывных комиссий, должностных лиц военкоматов. Конкретизировать должностные обязанности членов призывных комиссий и их ответственность за принимаемые ими решения.
 
-                            определить юридический статус призывной комиссии.
 
С целью изменения негативной правоприменительной практики органов, осуществляющих и организующих призыв, необходимо:
 
-                            обеспечить неукоснительное соблюдение всеми должностными лицами всех статей ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе» и «Положения о призыве»
-                            разместить в помещениях военных комиссариатов информационные стенды с информацией о правах призывников, в том числе о праве на замену военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу.
 
 
Необходимо обеспечить широкое правовое просвещение, в том числе в рамках системы образования, направленное на разъяснение гражданам их прав и возможностей по их защите, в том числе по вопросам призыва и службы в вооруженных силах России.

Бесплатные консультации юриста и врача по средам и пятницам


Запись по телефону:
+7 (495) 517-68-56

Записаться on-line

Новости
20.01.2011
Опасная и бессмысленная инициатива депутатов-единороссов по изменению сроков призыва граждан на воинскую службу
далее...

20.12.2010
14 декабря сотрудники военкомата при помощи ОМОНа силой забрали из общежития Московской государственной консерватории им. Чайковского несколько десятков студентов, которых доставили в Тверской военкомат.
далее...

29.11.2010

Независимый пресс центр приглашает 2 декабря 2010 года в 12.00 на пресс-конференцию "КАК ГУБЕРНАТОРЫ УТРАЧИВАЮТ ДОВЕРИЕ" (О систематическом игнорировании главами субъектов Российской Федерации выполнения государственных полномочий по призыву граждан на военную службу.)


далее...

Архив новостей
8 (495) 517-69-56, 517-68-56

Rambler's Top100
- Обязательные поля для заполнения
- Обязательные поля для заполнения